Семен Иванович Иванченко

     Творчество для Семена Иванченко - это возможность мечтать, уходить из мира обыденного в свой яркий, полный трепета и радости творимый мир. Жизнь в живописи - это и есть жизнь, а другой просто не может быть. “Жизнь, живопись - в этих похожих словах - одна суть. Работа для меня - это вечный поиск, поиск красоты гармонии, поиске истины...                                                                                          

     Семен Иванченко, сколько себя помнит - все время рисует. Родился Семен Иванченко в Брянской области, в селе Поповка, Суражского района. Детство его протекало не в душном городе, а среди равнин и лесов, восходов и закатов, пения птиц и стремительного бега лошадей. Образы детства, самые сильные и яркие, неизбежно всплывают, обрастают новыми поздними впечатлениями жизни и выплавляются в такие динамичные полотна, как например, «Бегущие лошади».

       Это уже не лошади детства. Это само движение, полет, стремительное, целеустремленное, безостановочное движение к неведомой цели. На картине изображены три, разные по окрасу лошади - белая, красная и черная. Вспоминается русская сказка, в которой рассказывается о трех всадниках на белой, красной и черной лошадях. Всадники эти символизируют утро, полдень и ночь. Бегут стремительно лошади на картине Семена Иванченко. Бегут, как будто наперегонки. Не само ли время запечатлел художник в этом простом сюжете? Сочная, пронзительная по цвету живопись, динамичные пастозные мазки, способствуют созданию впечатления быстрого бега. В этом холсте можно видеть сложившуюся манеру, определенный творческий почерк художника, в котором очевидна близость традициям русского авангарда. Тяготение к авангарду, по признанию самого художника было у него давно. Но в годы учебы в ЛВХПУ им. Мухиной художник сознательно сдерживает себя, ставя задачу постичь основы изобразительного искусства. Из своих учителей Семен Иванченко отмечает Б. Казакова, чей конструктивный рисунок повлиял на, формирование взглядов на искусство, творческую манеру художника.

       Анализируя искусство Кандинского, Филонова, Шагала, художник пытался найти свой способ отхода от реалистических изображений. Определенную роль в формировании личности Семена Иванченко сыграл 1987 год - время, когда художники, выйдя на улицу, получили возможность не только продавать свои работы, но вступать в “диалог со всеми”, принимать участие в неформальных выставках. Это, по мнению художника, в значительной мере стимулировало формирование собственного направления в творчестве. 1989-1990 годы являются своего рода рубежом. Настало время заговорить собственным языком, выплеснуть копившиеся эмоции развить свой метод. Суть его состоит в следующем: художник долго вынашивает замысел и достаточно быстро реализует его. Начинает работать от пятна, затем дает ему развитие, наслаивает пласты за пластом (цветовые, пространственные, эмоционально-образные). Всегда – экспрессия цвета, динамичный разнохарактерный мазок, вихрящиеся линии, почти всегда - наличие предметного образа.

1993 год - творческий подъем у художника. Все делается как бы на одном дыхании - легко, свободно, быстро! В этот период написаны «Три грации», «В бане», «Танец весны». В последней художник передает цветущее состояние весеннего пробуждения, пластику женского тела в ритме весеннего танца. Возможно, этот период для художника - время окончательного пробуждения творческого самосознания. Не случайно эта тема так часто интерпретируется в его произведениях. Пробуждение - это, говоря словами художника, «пробуждение души от долгого заточения, от многих и долгих неудач. Пробуждение от сна... И когда приходит час вырваться из этого плена ... тогда рождается возвышенные гармоничные образы, музыкальные и светлые».

Диапазон технических приемов художника не ограничен. В живописную ткань холста органично вплетаются старые натурные рисунки и акварели или фотографии с них, монотипии, цветная бумага... Такова серия натюрмортов с цветами: «Август», «Сентябрь», «Январь», «Весна». Каждый из них - настроение определенного времени, состояние вечного присутствия прошлого в настоящем, настоящего в прошлом.

Семен Иванченко - не только живописец. Многие его работы выполнены в технике монотипия, а в последнее время он занимается литографией. В монотипиях, как порой и в живописи, - словно случайное нагромождение, беспорядочных линий. Но этому хаосу противостоит лишь постепенно, при длительном всматривании читаемый образ зыбкий, едва уловимый, готовый вот- вот исчезнуть и погрузиться и погрузиться вновь в хаос жизни («Танец» 1994). Порой из хаотических линий рождаются таинственные знаки, наполненные магическим смыслом, напоминающие письмена древних культур. Линии то плавны и элегичны, а то вдруг становятся агрессивными,   пружинистыми «Хищнике» или сплетаются в   причудливую сеть («Паук»). В   Рыбах накладываясь друг на друга, пересекаясь, уходя в глубину или стремясь вырваться за пределы изобразительной плоскости, сгущаясь до пятен, линии создают насыщенное упругое пространство. Неисчерпаемы возможности монотипии, дающие порой неожиданные эффекты, позволяют художнику творить фантастические, необычайно красивые и многозначные образы. Это не просто всплеск энергии, но и попытка философического осмысления бытия («Рыбы-2»).

1994 год для Семена Иванченко - год, наполненный настроениями тревоги размышлениями о судьбе мира, своей страны. Симптоматично появление таких холстов, как «Прошлое в настоящем», где конкретные образы - храм, распятый Христос, покосившаяся изгородь – переплетены с абстрактно алеющей цветовой массой, обволакивающей и грозящей поглотить; «Убийство царской семьи», «Беспокойство о кончине нашего мира», «Начало начал», из которого может произойти все: и доброе, и злое  и счастье, и трагедия. Мазок то пастозный экспрессивный, то гладкий, различной формы: вытянутый в нити, точечный, веерообразный, расплескивает живописную энергию и концентрирует ее в образах. Богатство цвета, нюансированные переходы от одного к другому создают перетекающие объемы, своеобразную «перистую» пластику.

Недавние работы: «Рыбы», «Насекомые»- почти равномерно заполненная декоративным узором поверхность холста. Вглядываешься - таинственное глубочайшее пространство, обиталище поистине божественных созданий.

Семен Иванченко пребывает в постоянном творческом поиске и не мыслит себя иначе. Без этого, как считает художник, можно быть только ремесленником, но не творцом.              

Иванченко Семен Иванович, академик СПбИА, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ и член Союза дизайнеров РФ. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Родился в 10 апреля 1952 г. в Брянской области, в деревне Поповка, Суражского района. Живописец, преподаватель, график. В 1976 год окончил ЗНУИ им. Крупской, факультет станковой живописи и графики. В 1985 году окончил ЛВХПУ им. Мухиной, факультет промышленное искусство. Работает в области станковой живописи и графики (литография, монотипия, офорт, экслибрис).

Относится положительно ко всем направлениям в искусстве.

1983г.- Выставка молодых художников Ленинграда.

1991г.- Выставка на острове Мальта, посвященная Павлу I.

- Выставка Союза Свободных художников Петербурга.

- Выставка группы «Треугольник плюс» в Калининграде.

1992 г.-Выставка группы «Треугольник плюс» в Ужгороде в Закорпатском музее им. Бокшая.

- Вторая Биенале новейшего искусства в Санкт-Петербурге, галерея «Ариадна» Ленэкспо, I павильон.

-  Биенале станковой графики «Калининград-Кенигсберг».

- Международная выставка «Весенний салон» в Санкт-Петербурге.

-Участник Пленера живописи и графики в Закарпатье.

1993 г. -Участник Пленера живописи и графики в г. Киев (Седня, Украина).

- Участник Международного Пленера живописи и графики в Закарпатье.

-Выставка молодых художников Санкт-Петербурга «Традиции и современность» в Государственном Русском музее.

-Выставка галереи «Квадрат» «Время сквозь живопись», Санкт-Петербург.

-Выставка в павильоне Росси Летнего сада, Санкт-Петербург.

-Персональная выставка в г. Варберг, в г. Фаль-кенберг (Швеция).

1994 г.-Персональная выставка в г. Фалькенберг. (Швеция).

-Участник Международного Пленера живописи и графики в Закорпатье.

-Персональная выставка в г. Колпино, Санкт-Петербург.

1995 г.-Персональная выставка в центре Дягилева на Невском,20., С.-Петербург.

-Участник и дипломант Международного пленера в г. Хайдубесерьмень, Венгрия.

-Выставка «Осень-95» в Санкт-Петербургском СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ

-Участник I Международного конкурса экслибриса «GLIWIGE-95».

-Выставка новых произведений петербургских художников «Петербург-95», Манеж, С.-Петербург.

-Участник Международного Пленера живописи и графики в Закарпатье.

1996 г. - Выставка «Экспериментальной мастерской Петербургского эстампа 1985-1995».

-Выставка в галерее «Серебрянный век» в музее Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

 -Участник XXVI Международного конкурса экслибриса в Праге.

-Выставка «Осень-96» в Санкт-Петербургском СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ.

-Персональная выставка в краеведческом музее, г. Требишов, Словакия.

1997 г.-Выставка новых произведений петербургских художников «Петербург-97», Манеж, Санкт-Петербург.

-Выставка « Осень-97» в Санкт-Петербургском СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ.

-Участник и дипломант 7 Международного Биенале малых форм графики и экслибриса. Остров Великопольский.

-Биенале и III Международная выставка «Диалоги», Санкт-Петербург.

-Выставка -200 лет литографии «Искусство каменного века» в выставочном графическом центре «Невограф», Санкт-Петербург.

1998 г. - Персональная выставка в техническом музее г. Кошица, в краевом культурном центре во Вранове над Топлу, Словакия.

-Участник XXVII Международного конгресса экслибриса «Всемирный экслибрис 1996-98», Манеж, Санкт-Петербург.

-Выставка новых произведений петербургских художников «Петербург-98», Манеж, Санкт-Петербург.

-Выставка «Осень-98» в Санкт-Петербургском СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ.

1999 г. -Участник и дипломант 8 Международного Биенале малых форм графики и экслибриса. Остров Великопольский.

-Выставка «Осень-99» в Санкт-Петербургском Союзе художников России.

-Выставка новых произведений петербургских художников «Петербург-99», Манеж, С-Петербург.

2000 г. - Участник XVIII Интернациональной выставки современного экслибриса, Мальброк.

-Участник VI Конкурса «Краков-2000».

-Участник Международного конкурса экслибриса «Испания-2000».

-Выставка «Осень-2000» в Санкт-Петербургском Союзе художников России.

-Выставка новых произведений петербургских художников «Пепербург-2000», Манеж, Санкт-Петербург.

1999 г. Персональная выставка в АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО р-на Санкт-Петербурга.

2000 г. - Персональная выставка в КАПЕЛЛЕ Санкт-Петербурга.

2001  г. - Пасхальный салон. Невограф. «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ».

2001  г. - Осенний салон. Невограф.  «ОЧЕЙ ОЧЕРОВАНЬЕ».

2002 г. - Персональная выставка в СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ.

2002, 2003 г. - Биеналле «ПЕТЕРБУРЖСКАЯ ПАСТЕЛЬ».

2002.2003 г. - «ОСЕНЬ» выставка в СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ. 2002,2003,2004 г. Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников в Ц.В.З. МАНЕЖ.

2002 г. - «70 лет СОЮЗУ ХУДОЖНИКОВ» выставочный зал СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ.

2002 г. - Ill trienale Havirov 2002 Ceska republika.

2003 г. - «300 лет ПЕТЕРБУРГУ» выставочный зал СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ.

2003 г. - Персональная выставка « 300 лет Петербургу». Д.Ш.И. им. Е.А. Мравинского.

2003.2004 г. - Выставка произведений русских художников. США, г. Ньюборд, штат Ротайленд.

2004 г. - Выставка произведений русских художников, КИТАЙ г. Шанхай.

2004 г. - II Биеналле графики в Санкт-Петербурге.

2004 г. - Осенняя выставка в СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ.

2005 г. - Весенняя выставка в СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ.

- Персональная выставка «ПОИСК КРАСОТЫ и ГАРМОНИИ», СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ.

2006 г. - Персональная выставка в Ц.В.З. московского района, Санкт-Петербург.

- Выставка «Петербург 2006», манеж.

2007 г. - Персональная выставка в Союзе художников.

2008 г. – Выставка «Петербург 2008», манеж.

2009 г. – Выставка «Андреевский флаг» в СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ.

- Выставка «Колорадо», США, проведение мастер-классов.

2010 г. – Персональная выставка в галерее «Русская живопись», Санкт-Петербург.

- Персональная выставка  в «Ассоциации промышленных предприятий», Санкт-Петербург.

- Выставка-конкурс «Арт момент», академия им. Штиглица, Санкт-Петербург

- Выставка «Колорадо», США.

- Персональная выставка в Ц.В.З. московского района, Санкт-Петербург.

2011 г. - Весенняя выставка в СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ.

- Выставка «Цветы», галерея «Русская живопись», Санкт-Петербург.

- Персональная выставка в галерее «Русская живопись», Санкт-Петербург.

Семен Иванченко за период своей творческой деятельности провел 25 персональных выставок как в России так и за рубежом. Проведение выставок в Словакии было организовано Посольством Российской Федерации в Словацкой республике и получило высокую оценку Советником Посольства Российской Федерации в Словакии господином Леонидом Толстограевым.

За активное участие в работе Международных конкурсах, конгрессах графического искусства С. Иванченко награжден Дипломом и памятной медалью Международного Пленера в Венгрии в г. Хайдубесерьмен в1995 г., Дипломом 7 и 8 Международных Биенале Малых форм графики на Острове Великопольском 1999 г.

С. И. Иванченко ведет активную преподавательскую деятельность.

Работы Семена Иванченко широко представлены в музеях и галереях Швеции, Словакии, Чехии, Венгрии, Украины и России, а также в частных собраниях о.Мальты, США, Японии, Финляндии, Италии, Англии, Китая.

  • w-facebook
  • Twitter Clean
  • w-googleplus